Так, с середины лета этого года магазины польского ретейлера LPP встречают посетителей новыми вывесками. Одежда осталась прежней, а вот названия стали короче. Reserved стал RE, Cropp превратился в Cr, Mohito теперь именуется M, House — XC, а Sinsay — «Син». Короткие названия представил преемник, владелец магазинов LPP в РФ – китайская компания FES retail. Аналогично-лаконично поступил новый хозяин магазина Levi's в Москве – торговая площадка открылась под брендом JNS.
Краткость – сестра таланта, но не имеет родственников в области закона. Поэтому переименование вызывает вопросы. Дело в том, что шансов на словесную регистрацию нейма, состоящего из трех, двух, тем более одной буквы, у бренда нет. О поблажках в этой сфере ничего не известно, для импортозамещения исключение закон не делает. Имена вроде RE зарегистрировать еще сложнее, это прямая ассоциация и часть наименования другого известного бренда, re:Store, крупнейшей сети магазинов и сервисных центров техники Apple. В чем скрытая логика переименования, какая здесь стратегия? Может быть это промежуточное решение, с попыткой зарегистрировать графику, логотип без словесного обозначения? Поживем-увидим.
Недавняя новость о возвращении Zara порадовала поклонников одежды испанского бренда. Новый владелец обещает открытие магазинов весной 2023, на вывесках, предположительно, мы увидим название New Fashion. И несмотря на то, что нейминг состоит не из двух букв, а из двух слов, к его охраноспособности все равно есть вопросы. Дело в том, что данное словосочетание входит в несколько зарегистрированных наименований брендов, например: Remix of new fashion (заявка №2019719565) и New Grand Fashion (заявка №2019705172). Кроме того, слово fashion является описательным для категории одежды, поэтому не подлежит регистрации в составе названия торговой марки для одежды и обуви. Итак, очевидно, что к юридическим аспектам нового нейминга снова много вопросов.
Ясно одно. Голышом мы ходить не будем, а будем одеваться красиво. Кстати, и российские компании стремятся занять образовавшиеся ниши, закрепиться на них. Тренд на российскую стильную одежду набирает оборот и это связано не только с политической ситуацией. Продажи наших брендов пошли в гору еще в пандемию, которая нарушила логистические цепочки в зарубежных поставках. Будем надеяться на подъем отечественной fashion-индустрии.
Единственное, от чего хочется предостеречь российских производителей – это от использования незащищенных наименований. Расходы на проверку потенциального названия и его регистрацию (суммарно 50 — 70 тыс. руб. за свидетельство о регистрации товарного знака, которое действует в течение 10 лет) не сопоставимы со штрафами, которые придется заплатить, если выяснится, что вы используете нейминг, права на который принадлежат другим владельцам.
Как мы уже отметили, законодательство запрещает регистрировать названия, описательные в своей категории; второй момент, на который хочется обратить внимание: чем короче название, тем выше вероятность, что оно либо является частью более длинного словесного обозначения, либо идентично уже существующему товарному знаку, либо сходно с ним до степени смешения. Поэтому любые варианты, состоящие всего из двух-трех букв, нуждаются в особенно тщательной детальной проверке перед тем, как подавать их на регистрацию. И тем более, перед тем, как вкладывать средства в их продвижение.